Главная » Статьи » Диагностика

Эксплуатационные признаки неисправностей и их возможные причины
Диагностирование работающего двигателя без приборов возможно по косвенным признакам — акустическим, визуальным и эксплуатационным.
Эксплуатационные признаки неисправностей и их возможные причины
Двигатель заводится, но сразу останавливается:
повреждены или плохо закреплены соединения распределителя, катушки зажигания или генератора;
нет вакуума в карбюраторе, впускном трубопроводе или вакуумных шлангах;
недостаточный поток топлива;
неисправна система улавливания паров бензина;
низкие обороты холостого хода;
засорен топливный фильтр и/или топливная система содержит примеси,
плохо работает воздушная заслонка; крышка распределителя и электропроводка высокого напряжения повреждены или намочены;
неисправны детали выхлопной системы с катализатором; неисправны свечи или неверный зазор между электродами; неправильные зазоры клапанов; неисправна система улавливания паров бензина.
Пропуски зажигания в цилиндрах на холостом ходу:
неисправны провода свечей зажигания — неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция; намокли или повреждены детали распределителя; периодическое короткое замыкание в проводке; прогорание или неисправность систем выхлопа с катализатором;
засорился топливный фильтр и/или в топливе вода; нет вакуума во входном трубопроводе или в соединениях шлангов;
неверная регулировка оборотов или качества смеси холостого хода;
неправильная установка момента зажигания; низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах; плохо работает воздушная заслонка; засорены топливные форсунки; неисправна система улавливания паров бензина;
Вспышки в карбюраторе:
плохо функционирует система рециркуляции выхлопных газов; неправильная регулировка момента зажигания;
•    плохо работает система воздухоочистки; неправильные зазоры клапанов;
повреждены пружины клапанов и клапаны заедают; нет вакуума при всасывании воздуха; неверный уровень топлива в карбюраторе; неисправность вторичной цепи зажигания - трещина в изоляторе свечи или дефект проводов высокого напряжения;
сбита регулировка или чрезмерный износ системы впрыска; неисправна система улавливания паров бензина.
Выстрелы в глушителе:
богатая смесь;
не работает свеча в одном из цилиндров. Двигатель работает неравномерно:
повреждена прокладка головки цилиндров;
•    плохо функционирует воздушная заслонка;
засорение топливного фильтра и/или наличие примесей в топливе;
неисправны свечи зажигания - неверный зазор между элек-тродами, трещины в изоляторах, закоксованы нагаром; неверная установка момента зажигания; трещина в крышке распределителя; плохой контакт в проводке;
неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция;
слабая или неисправная катушка зажигания; протечка клапана рециркуляции выхлопного газа; засорен клапан принудительной вентиляции картера; засорен воздушный фильтр;
топливный насос не подает достаточное количество топлива; разрегулированы зазоры клапанов; клапаны обгорели или неплотно прилегают;
неисправны детали системы выхлопа с катализатором,; низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах; нет вакуума во впускном трубопроводе или вакуумных шлангах;
загрязнен карбюратор или форсунки впрыска топлива; протекает клапан рециркуляции выхлопного газа; не отрегулированы обороты холостого хода; неисправна система улавливания паров бензина.
Обороты пульсируют при неподвижном акселераторе:
подсос воздуха;
плохо работает топливный насос;
неисправна система улавливания паров бензина.
Двигатель не развивает полной мощности — ухудшилась динамика разгона, невозможно снизить токсичность двигателя, трудности с запуском, повышенный расход топлива и масла, повышенный пропуск газов в картер двигателя, неравномерная работа двигателя на малых оборотах:
использование нестандартного топлива;    "
засорена топливная система или в ней находятся примеси; нет вакуума в карбюраторе или впускном трубопроводе; загрязнены или засорены жиклеры карбюратора или плохо работает воздушная заслонка; низкое давление топлива;
•    не отрегулирован карбюратор;
неисправна система улавливания паров бензина;
•    загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра; неисправен топливный насос;
неисправен карбюратор или система впрыска;, не полностью открыта воздушная заслонка;
•    засорена вентиляционная трубка топливного бака; неправильная установка момента зажигания;
плохой контакт в проводке или утечки тока в системе зажигания; неисправности приборов системы зажигания; слишком большой люфт вала распределителя; ■ неисправность крышки распределителя; неисправны свечи зажигания или неверный зазор между электродами;
•    . нарушены зазоры в клапанном механизме;
сбиты фазы газораспределения; плохо функционирует система рециркуляции выхлопных газов; неплотное закрытие клапанов из-за отсутствия зазоров между кулачками распредвала и рычагами;
обгорание фаски выпускных клапанов;    -
зависание клапанов в направляющих втулках;
плохое прилегание клапанов к седлам;
износ направляющих втулок и стержней впускных клапанов;
поломка или залегание поршневых колец;
пробита прокладка головки цилиндров;
чрезмерный износ цилиндров;
износ, потеря упругости, поломка и пригорание поршневых колец;
прогорание поршней;
закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах и в канавках поршней из-за применения масла несоответствующего качества;
•    низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах; ■ заедание тормозов;
проскальзывание в автоматической коробке передач из-за неправильного уровня жидкости;
пробуксовка сцепления.    ■
Двигатель перегревается:
недостаточное количество жидкости в системе охлаждения;
•    неправильная установка момента зажигания;
•    сильно загрязнена наружная поверхность радиатора; неисправен термостат;
•    не работает электродвигатель вентилятора;
•    неисправен насос охлаждающей жидкости;
•    нагар на стенках камер сгорания и днищах поршней; повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Двигатель продолжает работать после выключения:
•    слишком высокие обороты холостого хода; неправильная регулировка момента зажигания; неверное «калильное число» у свечей зажигания; всасывание воздуха помимо диффузора карбюратора;
•    заедают клапаны; неверные зазоры клапанов;
•    плохо работает система рециркуляции выхлопных газов;
•    плохо работает система отключения топлива;
•    перегрев двигателя;
нагар на стенках камеры сгорания, поршнях, клапанах.
Падение мощности двигателя заметно по ухудшению динамики разгона, снижению максимально достижимой скорости на каждой передаче. Снижение компрессии заметно по легкости проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой, по более высоким оборотам стартера.
Степень падения мощности определяют по степени снижения компрессии в цилиндрах прогретого двигателя. Вставив наконечник компрессометра з отверстие для свечи, вращают коленчатый вал стартером до момента стабилизации показаний компрессометра. После проведения замера выпускают воздух из компрессометра и замеряют компрессию в других цилиндрах.
Необходим ремонт при давлении - 3~9 кгс/см2. Различие давления в цилиндрах допустимо не более чем на 1 кгс/см2.
При большом износе поршневых колец и цилиндров величина компрессии во всех цилиндрах примерно одинакова. Если компрессия в цилиндрах отличается более, чем на 1 кгс/см2, определяют причину различия. Залив в цилиндр с пониженной компрессией 20~25 см3моторного масла, компрессию замеряют снова. Если показание компрессометра возрастет, значит, поршневые кольца поломаны или пригорели. Масло заполнило увеличенные зазоры между кольцами и цилиндром, что способствовало временному повышению компрессии. Если показание компрессометра не изменится, пониженная компрессия в этом цилиндре может быть следствием износа клапанов и седел или повреждения прокладки головки блока.
Чтобы выяснить причину снижения компрессии, устанавливают поршень одного из цилиндров в ВМТ при такте сжатия и подают в отверстие для свечи сжатый воздух под давлением 2-3 кгс/см2. Утечка воздуха через карбюратор указывает на неплотность посадки впускного клапана, а утечка в глушитель - выпускного клапана. Повреждения прокладки головки цилиндров обнаруживаются по характерному шипящему звуку, издаваемому воздухом, проходящим в соседний цилиндр.
Инструментальная диагностика проводится при помощи специальных приборов: мотор-тестеров, газоанализаторов, мультитестеров.
Мотор-тестером определяют:
•    динамическую компрессию на основе затрат энергии стартера - чем меньше затраты энергии, тем ниже компрессия; результаты теста автоматически оцениваются и распределяются по цилиндрам, рассчитывается относительная компрессия в каждом цилиндре - разница в значениях расценивается как критерий наличия механических неисправностей;
реальную производительность каждого цилиндра методом статистической обработки информации, поступающей в цифровой анализатор;
фактический угол опережения зажигания;
•    напряжение на лямбда-зонде, состав выхлопных газов;
неисправности генератора.
Инфракрасным газоанализатором измеряют концентрацию газов (СО, СН, С02, 02, МОх), на основании чего компьютер делает заключение о качестве рабочей смеси, качестве сгорания, установке зажигания.
Специальные тестеры применяют для диагностирования системы впрыска топлива.
Акустические признаки неисправностей и их возможные причины
Стук клапанов:
увеличенные зазоры в клапанном механизме; поломка клапанной пружины;
чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой; износ кулачков распределительного вала.
Стук коренных ПОДШИПНИКОВ коленчатого вала:
слишком раннее зажигание; недостаточное давление масла; ослаблены болты крепления маховика; увеличенный зазор между коренными шейками и вкладышами; увеличенный зазор между упорными полукольцами и ко- ленвалом.
Стук поршней:
увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами; чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками.
Стук шатунных подшипников:
недостаточное давление масла;
чрезмерный зазор между шатунными шейками и вкладышами.
Детонационные стуки в двигателе;
• . нагар на стенках камер сгорания и днищах поршней;
смесь воспламеняется при незакрытых клапанах - неплотное прилегание клапанов к седлам, отсутствие зазоров между кулачками распределительного вала и рычагами.
Легкие стуки или детонация при нагрузке:
нерекомендуемый сорт топлива; неправильная регулировка момента зажигания; нагар в камерах сгорания; неподходящие свечи; неисправна система выхлопа.
«Выстрелы» в глушителе, «чихание» в карбюраторе:
нагар на стенках камеры сгорания, поршнях и клапанах; нарушены фазы газораспределения;
нарушены зазоры в клапанном механизме; пониженная компрессия в цилиндрах.
Шум в приводе распределительного вала:
ослабла цепь вследствие износа; поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя; заедание штока плунжера натяжителя цепи; ослабление натяжения зубчатого ремня; увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распредвала;
поломка клапанной пружины;
чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой;
износ кулачков распределительного вала; отворачивание контргайки регулировочного болта.
Стуки слышны без приборов, но для лучшего восприятия их прослушивают стетоскопом с металлическим стержнем или обыкновенным врачебным фонендоскопом, приложив его диафрагму к деревянному стержню толщиной 1-3 см, а другой конец стержня прижимая к соответствующим зонам блока цилиндров. Стуки можно прослушивать и только через деревянный стержень, без фонендоскопа.
Стук коленчатого вала в изношенных коренных подшипниках хорошо слышен вблизи разъема с картером. Стук - глухого тона, его частота зависит от числа оборотов коленчатого вала. При чрезмерном износе упорных полуколец коленчатого вала появляется неритмичный стук резкого тона от осевых перемещений вала, особенно заметный при увеличении или снижении оборотов.
Стук в изношенных шатунных подшипниках — резкий. Слышен лучше чуть выше разъема с картером (в зоне верхнего положения шатунной шейки коленчатого вала) при работе двигателя на холостом ходу и усиливается с увеличением числа оборотов. Стук в шатунных подшипниках можно легко определить, отключая поочередно свечи зажигания. В неработающем цилиндре шатун болтается без нагрузки и стучит громче.
Стук изношенных поршней об изношенный цилиндр - при-глушенный, лучше всего слышен на малых оборотах коленчатого вала и под нагрузкой, около цилиндров, ближе к середине хода поршня.
Стук поршневых пальцев в изношенных гнездах - резкий, иногда звонкий, лучше слышен на холостом ходу, при резком нажатии на педаль «газа», при раннем зажигании, около цилиндров ближе к головке.
Визуальные признаки неисправностей и их возможные причины
Низкое давление масла:
низкий уровень масла;    4
изношен или поврежден масляный насос; перегрев двигателя;    -. •
засорен масляный фильтр; засорен датчик масла;    ,
заедание редукционного клапана;
большой зазор между вкладышами и коренными шейками коленвала;
♦    большой зазор между шейками и подшипниками распредвала; масло несоответствующего качества;
*    износ упорных полуколец коленчатого вала.
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе:
*    заедание редукционного клапана;
•    пружина редукционного клапана имеет большую жесткость.
Избыточный расход масла:
не затянута пробка слива масла; не затянуты болты или повреждена прокладка маслосборника; не затянуты болты или повреждена передняя крышка или прокладка масляного насоса;
I дотекают сальники коленчатого вала; не затянуты болты или повреждена прокладка крышки распределительного вала;
не закреплен масляный фильтр;    ■
•    сильно изношены поршни и цилиндры; неправильно установлены поршневые кольца в поршнях; изношены или повреждены поршневые кольца; изношены или повреждены маслоотражательные колпачки
клапанов;
•    изношены стержни клапанов;    - износ или повреждение втулок клапанов;
° течь масла через уплотнения двигателя; засорена система вентиляции картера;
*    закоксовывание колец из-за применения нерекомендован- ного масла.
Повышенный расход топлива:
загрязнен элемент воздушного фильтра;
неверные обороты холостого хода;
низкое давление в шинах или неправильный размер шин;
плохо работает воздушная заслонка;
загрязнены жиклеры карбюратора или форсунки впрыска; не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора; повышенное сопротивление в трансмиссии; неисправен вакуумный регулятор датчика распределителя зажигания;
высокий уровень топлива в карбюраторе; используется бензин, не рекомендованный инструкцией; грязные стекла салона и фар - из-за плохой видимости водитель вынужден двигаться на пониженных передачах;
изношенный двигатель «слабеет», вынуждая водителя прибавлять «газ» или включать пониженные передачи;
раннее или позднее зажигание - снижается мощность двигателя и увеличивается расход топлива;
течи топлива в неплотных соединениях трубопроводов; переобогащенная или обедненная топливная смесь; пробита диафрагма бензонасоса;
двигатель не прогревается - топливо сгорает не полностью; перегрев двигателя - уменьшается наполнение цилиндров смесью, снижается мощность; частое торможение двигателем.
Металлические опилки в масле:
задиры цилиндров, поршней или вкладышей.
Запах топлива:
утечка топлива; переполнен топливный бак;
засорен фильтр угольной канистры в системе улавливания паров бензина;
• утечка паров в системе улавливания паров бензина.
При большом износе поршневых колец и цилиндров газы при рабочем ходе из камеры сгорания прорываются в картер, оттуда отсасываются во впускной трубопровод, ухудшая качество рабочей смеси и эффективность ее сгорания, отчего и снижается мощность двигателя. Для достижения необходимой скорости приходится увеличивать подачу топлива. При движении по городу расход бензина может увеличиться вдвое. Одним из показателей необходимости ремонта двигателя считают увеличение расхода топлива до 15 л на 100 км пробега.
Большой износ колец и цилиндров заметен по выбрасыванию из шланга вентиляции картера газов в такт с рабочими ходами в цилиндрах. На новом двигателе газы из шланга выходят ровной струей.
Нормальный расход масла - около 0,6% от расхода топлива. Предельным ориентировочно считают снижение уровня масла в картере от верхней до нижней метки на щупе за 1000 км пробега. На значительный угар масла указывает дымный выхлоп голубоватого цвета и нагар на свечах зажигания. Если после замены маслоотражэтельиых колпачков расход масла остается большим, это свидетельствует об износе поршневых колец.
Категория: Диагностика | Добавил: comerce (15.11.2011)
Просмотров: 5601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]