Главная » Статьи » Экспертиза

Основные компоненты конкуренции
В Федеральном законе «О защите конкуренции» приведено одно из основных определений конкуренции: она характеризуется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Анализу конкурентоспособности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Учитывая динамичность и быстрое развитие этого направления актуальными для изучения являются статьи в периодических изданиях.
Согласно мнению большинства специалистов, основными признаками конкурентоспособности являются:
•    соответствие свойств продукции потребностям потребителя;
•    наличие трёх основных элементов конкурентоспособности - потребителя, продукта и продукта-конкурента;
•    тождественность разнородных продуктов в отношении конкурентоспособности.
Анализ известных определений конкурентоспособности позволяет определить её место среди других экономических категорий:
1.    Конкурентоспособность продукции - это мера её привлекательности для потребителя.
2.    Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разнонаправленных, иногда противоречивых требований потребителей.
3.    Состав предъявляемых требований и их приоритетность зависят как от вида продукции, так и от типа её потребителя.
4.    Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога.
5.    Конкурентоспособности присущ динамический характер, её имеет смысл рассматривать только применительно к конкретному моменту времени, с учётом изменений во времени рыночной конъюнктуры.
6.    Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии.
7.    Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар.
8.    Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, при этом следует учитывать, что показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущем периоде.
Резюмируя сказанное, можно предложить следующее определение конкурентоспособности. Это свойство объекта, имеющего определенную долю конкретного релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.
Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения.
•    Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка.
•    Основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.
•    При приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Каждая потребность, независимо от того, относится ли она к сфере производства или к сфере потребления, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для того чтобы рассматриваемый вид продукции был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать комплексом соответствующих параметров. Можно считать идеальным случай, когда совокупности параметров товара и параметров потребностей совпадают. Поэтому для изготовления конкурентоспособной продукции производитель должен стремиться максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя.
•    Для покупателя товара исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. При этом в случае наукоёмкой продукции покупатель обычно несёт затраты как при приобретении товара, так и при его эксплуатации, такую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют ценой потребления.
•    Доля фирмы на рынке зависит от её доли в предыдущем периоде и потенциала конкурентоспособности товара на данный момент времени. Высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в пользу фирмы; низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы.

Категория: Экспертиза | Добавил: rek (17.10.2011)
Просмотров: 1540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]