Главная » Статьи » Экспертиза |
Понятие стандартизации и стандарта
Главным критерием оценки продукции, процессов, работ и услуг во всём мире являются качество и безопасность, определяющие уровень жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Проблема качества актуальна для всех стран, важными государственными задачами являются обеспечение безопасности, высокого качества товаров и защита окружающей среды. Чтобы стать равноправным участ-ником международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учётом мировых достижений и тенденций. Отечественные предприятия в условиях серьёзной конкуренции испытывают трудности не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, что является следствием отставания национальных систем стандартизации. Рыночная экономика, международная интеграция требуют установления технических барьеров в торговле, создания благоприятных условий для функционирования рыночных механизмов путём установления единых правил, норм, требований в сфере международной торговли. Успешное решение этих задач возможно только посредством государственного регулирования в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия и гармонизации национальных нормативных документов с международными правовыми нормативными актами. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулированию) под стандартизацией по-нимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Отношения в области стандартизации регулирует Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Далее представлен ряд понятий, приведённых в ГОСТ Р 1.0-2004. Объект стандартизации - продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ. Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). При стандартизации продукции (услуг) и обязательной сертификации указанных объектов широко используют технические регламенты - регламенты, которые устанавливают характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. К техническим регламентам относятся: законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы, технические характеристики; государственные стандарты РФ и межгосударственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований и т.д. Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Целями стандартизации являются: • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости ре-зультатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); • содействие соблюдению требований технических регламентов; • создание систем классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Метод стандартизации - это приём или совокупность приёмов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Органы по стандартизации - это признанные на определённом уровне органы, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определённых уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации). К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: • национальные стандарты; • национальные военные стандарты; • межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке; • стандарты организаций. Национальный стандарт (ГОСТ Р) - это документ, утверждённый национальным органом Российской Федерации по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и правилам её нанесения. В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также со-держания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов: - стандарты на продукцию; - стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; - стандарты на услуга; - стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); - стандарта на термины и определения; - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных иссле-дований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - региональный стандарт, принятый представителями государств — республик бывшего СССР, вошедших в Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Правила и нормы стандартизации - нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно- методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации. Рекомендации в области стандартизации - это документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, устанавливающие систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и принятые на соответствующем уровне стандартизации. Наиболее широко в сфере производства, обращения и подтверждения соответствия продукции применяются такие классификаторы, как Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, содержа-щий коды продукции (код ОКП), Общероссийский классификатор предприятий и организаций ОК 007-93, содержащий коды предпри-ятий и организаций (код ОКПО), а также Внешнеторговый классифи-катор продукции ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономиче-ской деятельности), Классификатор стран мира ОК 025-2001, содержащий коды стран мира, обозначенные латинскими буквами. Стандарты организаций (СТО) - стандарты, утвержденные и применяемые организацией самостоятельно для совершения производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. К организациям, имеющим право утверждать стандарты соответствующего уровня относятся коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Стандарты организаций могут разрабатываться: - на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые услуги; - продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки в соответствии с заключенными договорами; - полученные в результате научных исследований принципиально новые (пионерные) виды продукции, процессы и услуги, методы испытаний, в том числе нетрадиционные технологии и новые принципы организации и управления производством и другими видами деятельности. Государственный контроль и надзор (ГКиН) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Объектами ГКиН являются: продукция, в том числе импортная, услуги, техническая документация, технологические процессы. Основная форма ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой осуществляются технический осмотр, идентификация, испытания и другие процедуры, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет: - значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства; - превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей; - стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров; - превратить стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов; - создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке. Международное сотрудничество в области стандартизации Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации, представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии как национальный орган по стандартизации. Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчётов и другой научно- технической продукции. Основными такими организациями являются: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (1ЕС), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Международная организация по стандартизации - самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная её цель сформулирована в Уставе ИСО: «...содействие развитию стандартизации в мировом I масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов. Международное сотрудничество по стандартизации осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве, обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает в себя работы по гармонизации с национальными стандартами, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Несмотря на то, что международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, соответствие им продукции является обязательным, так как это - критерий конкурентоспособности и допуска на международный рынок. Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий. За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь - превысил 40%. Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются: • гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран; • совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса; • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными, региональными и национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации; • разработка новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями; • повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке; • разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов Российской Федерации на новые конкурентоспособные виды продукции технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества; • улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и ев участие в международном разделении труда; • обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов. • обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами. Основные выводы: 1. Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов является предпосылкой создания российскими предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. 2. Несмотря на то, что международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, соответствие продукции нормам международных стандартов определяет её стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок. 3. Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, добросовестная конкуренция, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений. 4. Стандартизация, регулируемая законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне. 5. Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства, необходимые для разработки национальных стандартов, поэтому развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли. | |
Просмотров: 1268 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |