Главная » Статьи » Экспертиза

Фальсификация товаров
В период формирования рынка, приватизации торговых и промышленных структур резко возрастает вероятность возможности производства и реализации фальсифицированных товаров. Фальсификации наиболее часто подвергаются пищевые продукты, стоимость которых достаточно велика, поэтому реализация подделки обеспечивает правонарушителям высокую прибыль.
Фальсификация (от лат. falsifico - подделываю) — это подделка объектов, выполненная с корыстной целью при проведении процесса обмена, купли-продажи. В более широком смысле может быть определена как действия, направленные на ухудшение свойств объекта куп- ли-продажи при сохранении наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств объекта в целях обмана потребителя и получения незаконных прибылей.
Слово «фальсификация» употребляется в двух значениях:
•    преднамеренное искажение чего-либо;
•    изменение (подделка) с корыстной целью вида или свойств объектов.
Коммерческой фальсификацией (подделкой) является изготовление фальсифицированных объектов с коммерческой целью. Изготовление (фальсификация) будет преступлением с момента достижения такого сходства, которое достаточно для отождествления подделки (фальсификата) с подлинниками в обычных условиях коммерческой деятельности, то есть при достаточных возможностях убедиться в их легальности. Под сбытом фальсификатов подразумевается предложение и введение в коммерческий оборот фальсификатов наравне с легальными объектами.
К существенным свойствам коммерческих объектов относят внешний вид, назначение, количество, качество, стоимость (цена), марку (фирма-изготовитель), место (страна) происхождения, срок службы (годность), информацию об объекте: соответствие образцу, описанию, стандарту, требованиям безопасности, договору или требованиям, которые обычно предъявляются к объекту, соответствие ограничительным и запретительным условиям на объект.
В зависимости от места формирования фальсификата фальсифи-кация бывает двух видов: технологическая и предреализационная.
При технологической фальсификации подделка товаров осуществляется в процессе технологического цикла производства. Наглядным примером такой фальсификации могут служить приготовление водки, вина, ликероводочных изделий с использование технического спирта, добавление различного немясного сырья в колбасные изделия и т.п. Фальсификация путём введения различных пищевых добавок без их указания при маркировке и т.п.
При предреализационной фальсификации подделка товаров происходит при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Например, реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло; замена этикеток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоценных; отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций.
Последствия обмана покупателя можно подразделить на следующие группы:
1. Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара; покупка продукта, не пригодного к употреблению и т.п.);
2.    Причинение физиологического вреда организму (отравление, появление нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкозаболеваний и т.п,);
3.    Моральный вред человеку (подавленное состояние, злость, стресс, потеря веры в государство и т.п.).
Наряду с понятием «фальсифицированные товары» нужно различать не тождественные им понятия «товары-заменители» и «дефектные товары».
Товары-заменители натуральных продуктов (суррогаты) не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товаросопроводительных документах указывается их подлинное наименование (иногда состав), а цена соответствует их качеству и происхождению (пример - бульонные кубики, имитирующие куриный бульон).
В свою очередь, замена наименования на маркировке и повышение цены до цены натурального продукта является одним из способов фальсификации.
К дефектным относятся товары, имеющие хотя бы одно несоответствие обязательным требованиям стандарта. Если такие товары с критическими дефектами (это дефекты, при наличии которых использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо) реализуются вместе со стандартными товарами по тем же ценам, то они считаются фальсифицированными. Дефектные товары, реализуемые по более низким ценам, которые адекватны снижению уровня качества, не являются фальсифицированными, так как при этом отсутствует главное условие - обман с целью незаконного получения прибыли.
В зависимости от метода подделки различают ассортиментную (видовую), качественную, количественную, информационную и стоимостную фальсификацию.
Следует отметить, что наибольшее распространение на современном российском рынке получила ассортиментная, качественная и информационная фальсификация.
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем замены одного товара другим (заменителем) с сохранением определенного сходства. Заменители значительно дешевле по сравнению с натуральным товаром и обладают заниженными потребительскими свойствами. В отдельных случаях обнаружение и определение этой замены представляется очень сложной задачей. В зависимости от продукта в качестве заменителя может быть использована вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, а также различные имитаторы. Применение таких непищевых заменителей, как зола, мел, известь, гипс (для сыпучих продуктов), приводит к полной непригодности натурального продукта.
К фальсификации качества товаров относят замену одних компонентов товара на другие, а также манипуляции с сортом товара. При качественной фальсификации производится подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид (органолептические свойства) продукта, но заведомо понижают его качественные показатели. Для качественной фальсификации зачастую используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители, которые не предусмотрены технологией производства и рецептурой. К этому виду фальсификации можно отнести замену натурального продукта отходами (чай в пакетиках из мусора, кофе без кофеина и др.)- В практике торговли такая фальсификация называется пересортицей.
Не менее важным является выявление способов фальсификаций товаров, к которым относятся: изменение состава путём добавления малоценных компонентов (доброкачественных или недоброкачественных); замена одних компонентов другими, менее ценными; применение имитаторов естественных процессов низкокачественного сырья, удешевление технологий и т. д.
Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объёма» длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах не указываются отклонения в ту или иную сторону»
регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
Количественная фальсификация осуществляется, как правило, на стадии производства - при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске потребителю.
Информационная фальсификация представляет собой обман потребителя с помощью предоставления недостоверной или заведомо ложной информации о товаре. Этот вид фальсификации встречается наиболее часто, начиная от средств массовой информации и заканчивая конкретной маркировкой товара. Могут искажаться данные о наименовании товара, фирме-изготовителе и стране-поставщике, информация о пищевой ценности, сроках хранения, способах употребления, методах хранения и т. д.
Одной из разновидностей информационной фальсификации является фальсификация с помощью упаковки. Фальсификаторы обращают особое внимание на фирменные элементы товара, так как качественная подделка упаковки и маркировки позволяет сбыть далеко не фирменный товар.
Стоимостная фальсификация - обман потребителя путём реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.
Этот вид фальсификации является самым распространённым, так как совмещает в себе и другие её виды. Стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путём незаконного повышения стоимости товара.
В условиях рыночной экономики, одной из характерных особенностей которой являются свободные цены, регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями, стоимостная фальсификация может использоваться либо для реализации фальсифицированной низкокачественной продукции или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для формирования потребительских предпочтений к данному товару с помощью демпинговых цен.
Наиболее часто случаи фальсификации связаны со следующими грушами пищевых продукте» импортного и отечественного производства: алкогольные напитки; вкусовые продукты (кофе, кофенродукты, мед и кондитерские изделия (особенно шоколад); безалкогольные шита, в том числе соки натуральные, растительные масла и животные жиры, молочные продукты, мясные продукты (особенно мясные консервы), мука и макароны
Важную роль в распознавании фальсификации играет органолептический метод анализа. Этот метод имеет решающее значение в оценке качества виноградных вин, чая, кофе и некоторых других продуктов. При проведении органолептического анализа, а также при приемке и покупке товара, в первую очередь, необходимо обратить вниманне на состояние упаковки товара и его маркировку.
Методы борьбы с фальсификацией
Технический - внесение конструктивных отличий, позволяющих отличить подлинную продукцию: это - маркировка продукции защитными типографскими наклейками, индивидуальные номера которых с номерами изделий, маркировка товарным знаком корпусов изделий, специальная форма паспортов.
Информационный - информирование общественности о фактах подделки, способах отличия, последствиях применения поддельной продукции, формирование общественного мнения.
Организационный - объединение усилий добросовестных производителей против фальсификаторов, взаимодействие с государственными и общественными организациями.
Правовой - преследование изготовителей и распространителей поддельной продукции по закону.
Федеральный закон N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2.01.2000 г. предусматривает ответственность за фальсификаию продуктов, конкретные виды которой установлены в Гражданском и Уголовном Кодексах РФ.

Категория: Экспертиза | Добавил: rek (17.10.2011)
Просмотров: 5259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]