Главная » Статьи » Экспертиза

Качество товаров. Понятие «качество» в товароведении
Товароведение активно участвует в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях товародвижения.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. В результате этого сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. В условиях рыночной экономики качество трактуется с позиции потребителя.
Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые воплощаются на этапе проектирования в технической характе-ристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.
Гост Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» характеризует качество товара как совокупность потребительских свойств товара.
Качеству присущи следующие характеристики:
-    качество многомерно, его невозможно определить только по одной отдельно взятой характеристике или свойству;
-    качество объективно и субъективно одновременно;
-    качество можно оценить через количественное измерение отдельных реальных свойств продукции и соответствующую количественную оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.        
Таким образом, качество товара можно представить как степень соответствия комплекса его свойств сложившимся к данному времени конкретным потребностям, требованиям, определяющим пригодность к использованию.
В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 под потребительскими свойствами товара понимаются свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
Любой товар обладает большой совокупностью свойств, однако к потребительским свойствам относятся только те свойства продукции, которые способны удовлетворять определённые потребности и делают её полезной для человека или общества в целом.
Именно совокупность потребительских свойств составляет понятие качество товара. Проявляются они непосредственно в процессе потребления или эксплуатации.
Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, функциональную полезность, безопасность, надежность, удобство пользования и эстетическое совершенство.
Потребительские свойства в зависимости от количества характеризуемых особенностей продукции бывают простыми и сложными.
Простое свойство характеризует одну объективную особенность продукции, т. е. фактически является одним из физических, химических или биологических свойств материала. Например, прочность на разрыв, влагопроницаемость, термостойкость и т. п. Простое свойство не может быть подразделено на другие свойства.
Сложное свойство состоит из группы свойств, которая включает в себя подгруппы свойств и простые свойства и характеризует комплекс особенностей продукции, проявляющихся в совокупности. Например, потребительское свойство «надежность» - совокупность подгруппы свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, которые, в свою очередь, состоят из простых свойств.
Любое свойство имеет количественную характеристику, т.е. может быть выражено в большей или меньшей степени.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество и служащая мерой качества, называется показателем качества.
По количеству характеризуемых свойств различают единичные и комплексные показатели.
Единичный показатель характеризует одно простое свойство продукции.
Комплексный показатель качества продукции включает в себя несколько единичных показателей и характеризует несколько потребительских свойств. Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми.
Интегральный показатель - это комплексный показатель качества, который с экономической точки зрения позволяет оценить полезность продукции. Он рассчитывается как отношение полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции.
Комплексный показатель, включающий совокупность потребительских свойств продукции, по которой оценивается её качество, называется обобщённым показателем качества.
По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показатели качества подразделяются на позитивные и негативные.
К позитивным относят показатели, увеличение значений которых приводит к улучшению качества. К негативным показателям относятся показатели, увеличение значений которых приводит к ухудшению качества.
Показатели качества включаются в нормативные документы по стандартизации и используются в документах, определяющих договорно-правовые отношения предприятий и организаций РФ, а также самой России со странами-партнерами по товарообмену или по специализации и кооперированию производства.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих её свойств. Широко распространена классификация свойств товаров по следующим группам:
-    показатели назначения товара;
-    показатели надёжности;
-    показатели стандартизации и унификации;
-    эргономические показатели;
-    эстетические показатели;
-    показатели транспортабельности;
-    патентно-правовые показатели;
-    экологические показатели;
-    показатели безопасности.
В сравнительной оценке качества товара используются базовые показатели, которые характеризуют качество продукции, принятой за эталон. Причем за базовые могут быть приняты показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства или показатели перспективных образцов, определённых опытным путем.
Отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Однако сопоставление качества товара с потребностями на этот товар не всегда представляется возможным, поскольку потребности общества постоянно растут. Поэтому наиболее правильно оценивать не качество товара как таковое, а уровень качества товара.

Категория: Экспертиза | Добавил: rek (17.10.2011)
Просмотров: 5379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]