Главная » Статьи » Экспертиза

Объект, предмет и задачи товароведения
Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает полное, всестороннее изучение и знание присущих товару свойств, обусловливающих его полезность для потребителя.
Цель товароведения - изучение потребительских свойств товара, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.
Товароведение решает следующие основные задачи:
-    изучение требований потребителей к качеству товаров, оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения;
-    чёткое определение основных характеристик, составляющих потребительную стоимость товара;
-    изучение факторов формирования потребностей, совершенствование методов изучения и прогнозирования спроса;
-    систематизация множества товаров путём применения классификации и кодирования;
-    анализ процессов потребления товаров, разработка способов эффективного и безопасного использования товаров;
-    разработка оптимальных условий хранения, транспортирования и использования товаров;
-    изучение и прогнозирование ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;
-    исследование потребительских свойств товаров из новых видов сырья, материалов, структур, конструкций;
-    товароведная характеристика конкретных товаров. Товароведение включает общую часть и частное товароведение.
В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и т.д.
К основным принципам товароведения относятся:
•    принцип безопасности - заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров);
•    принцип эффективности - заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуатации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах;
•    принцип совместимости - определяется пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных воздействий;
•    принцип взаимозаменяемости - определяется пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований;
•    принцип систематизации - заключается в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров; положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация и кодирование товаров.
Товароведение нельзя изучать в отрыве от характеристик рынка.
Рынок - это система многообразных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, основанная на двух основных принципах: свобода экономической деятельности и свобода предпринимательства.
Единый рынок включает в себя следующие составные части: товарный рынок, рынок капитала (финансов), рынок труда.
Рассмотрим последовательно каждый из них.
Товарный рынок. Современный товарный рынок включает в себя рынок товаров и услуг и рынок средств производства. Он распространяет свое действие на потребительские (продовольственные и промышленные) товары и услуги, в том числе услуги предприятий сферы обслуживания.
Рынок средств производства начал формироваться в экономике недавно, этот огромный по масштабам и стоимости рынок состоит из двух частей:
•    орудий труда в виде производственных зданий, сооружений аппаратуры и т.д.
•    предметов труда в виде сырья» материалов, полуфабрикатов, из которых посредством орудий труда появляется конечный продукт щюководства.
Рынок капитала (финансов). Рынок финансов по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, чтобы получить определённую прибыль. Рынок инвестиций и ценных бумаг является частью экономики, он призван обслуживать товарный рынок и формировать товарно-денежные отношения.
Рынок труда. Рынок труда является единственным ценителем рабочей силы. Он побуждает работника компании (фирмы) повышать свой квалификационный уровень, качество своего труда, совершенствовать его, стремясь не попасть в число безработных. Результатом этого является свойственная экономике более высокая эффективность труда.
Главным исследуемым направлением в товароведении является товарный рынок, а объектом товароведения - товар.
Следует разделять понятия продукция и товар.
Продукция - это результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека.
Товар - любая вещь, обладающая для потребителя полезностью, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи.
Продукции присущи две основные характеристики: она должна быть произведена и она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.
Следует помнить, что продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи.
По назначению товары подразделяются на товары народного потребления и товары производственного назначения.
К товарам народного потребления относятся товары, .предназначенные для продажи населению в целях личного или семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К товарам производственного назначения относятся товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и используемые в хозяйственной деятельности.
По характеру использования и удовлетворяемым потребностям товары подразделяются на товары, расходуемые при эксплуатации (пищевые товары, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии), товары, расходующие свой ресурс (непродовольственные товары длительного пользования). В первом случае говорят о потреблении, во втором - об эксплуатации товара.
Любой товар можно охарактеризовать с точки зрения его потребительной стоимости (ценности) и меновой стоимости.
Стоимость — выраженный в денежной форме и овеществленный в товаре труд товаропроизводителей, проявляющийся при обмене товарами в виде меновой стоимости.
Потребительная стоимость - полезность товара, его способность удовлетворять какие-либо потребности человека.
Меновая стоимость - способность товара обмениваться в определенных пропорциях на деньги. Она определяется затратами труда на производство товара.
Степень удовлетворения потребностей зависит как от уровня потребностей, которые формируются в определенной физической и социальной среде в течение определенного времени, так и от потребительских свойств товара. Товароведение изучает потребительские свойства товаров, изменение потребностей людей под влиянием различных факторов (природных, социально-экономических, научно- технических и др.), стимулирует разработку новых товаров с более высоким уровнем потребительских свойств.

Категория: Экспертиза | Добавил: rek (17.10.2011)
Просмотров: 1786 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]