Главная » Статьи » Экспертиза

Ассортимент товаров
Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому- либо одному или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»).
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы. По месту нахождения:
1.    Промышленный - ассортиментный перечень товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
2.    Торговый - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он формируется торговым предприятием с учётом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей.
По широте охвата:
1.    Укрупнённый - ассортимент товаров, объединённых по общим признакам в определённые совокупности товаров (класс, группу, подгруппу, вид).
2.    Развёрнутый - ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров (конкретными марками телевизоров, артикулами тканей и швейных изделий, моделями электробритв и т.д.).
2.1.    Простой - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трём признакам. Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;
2.2.    Сложный - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трём признакам. Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
По степени удовлетворения потребностей:
1.    Рациональный - набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.
2.    Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
По характеру потребностей:
1.    Реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
2.    Прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять потребности покупателя.
Товарный ассортимент, или номенклатура - вся совокупность ассортиментных групп товаров.
Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров, вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. Например, учебная литера-тура делится на учебники и учебные пособия.
Формирование ассортимента - проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного про-изводства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслужи-вания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Основными показателями ассортимента, которые широко используют для анализа ассортимента, являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, устойчивость, обновление.
Под структурой ассортимента понимается процентное соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товаров в их суммарном количестве.
Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.
Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, устойчивость и степень обновления ассортимента.
Широта ассортимента характеризуется количеством товарных групп (видов, разновидностей товаров), удовлетворяющих разнообразные потребности. Например, гипермаркеты имеют большую широту ассортимента, а специализированные магазины - маленькую.
Коэффициент широты рассчитывается как отношение фактического количества групп товаров (видов, разновидностей) и анализируемого ассортимента к количеству групп товаров (видов, разновидностей), принятому за основу для сравнения (базовой широте). Обычно за базовую широту принимают такую широту ассортимента, которая по результатам исследования рынка наиболее полно удовлетворяет покупательский спрос.
Полнота ассортимента характеризуется количеством видов и разновидностей товаров однородной группы, удовлетворяющих, одинаковые потребности. В данном случае, в гипермаркетах полнота ассортимента маленькая, в специализированных магазинах - большая. В США их принято называть «category killers» - убийцы категорий, узкоспециализированные магазины, где можно найти любой товар нужной тематики.
Коэффициент полноты рассчитывается путём сопоставления фактической полноты с базовой.
Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризуется определяемым покупательским спросом количеством видов и разновидностей товаров, постоянно находящихся в продаже в течение промежутка времени. Устойчивость ассортимента зависит как от покупательского спроса, так и от своевременного пополнения товарных запасов.
Коэффициент устойчивости - это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товаров тех же однородных групп.
Например, в магазине «Обои» продаётся 1000 видов обоев, из них 600 видов есть в наличии по 1-2 рулона, их никто не покупает, остальные имеются в достаточном количестве и хорошо продаются, таким образом, устойчивость ассортимента будет равна 40 %.
Обновление ассортимента характеризуется появлением в ассортименте за определенный промежуток времени новых разновидностей товаров с более высокими потребительскими свойствами.
Обновление ассортимента обеспечивает способность набора товаров удовлетворять изменившиеся, более высокие потребности населения и является одним из направлений ассортиментной политики предприятия.
Степень обновления выражается долей (в процентах) новых изделий аналогичного назначения в общем перечне товаров, находящихся в продаже.
Изменение потребностей населения требует от торговых работников знаний промышленного ассортимента товаров, тенденций развития рынка, осуществления систематического анализа торгового ассортимента на предмет его соответствия структуре покупательского спроса и принятия необходимых мер по совершенствованию торгового ассортимента.
Вся совокупность ассортимента предприятия может быть объединена на нескольких уровнях (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика уровней товарного ассортимента
Уровень    Варианты названия уровней    Характеристика, классификационный признак    Пример
1    Товарный ассортимент фирмы, номенклатура, продуктовый ассортимент    Вся совокупность продуктов    Вся продукция предприятия
2    Виды продукта    Назначение, сфера применения    Радиотехника, бытовая техника
3    Ассортиментные труппы, продуктовые линии, рынки и субрынки, ассортиментные ряды    Удовлетворяемые потребности    Телевизоры, видеомагнитофоны
4    Ассортиментные позиции, артикулы, индивидуальные или конкретные продукты, товарные единицы    Набор характеристик    Различные модели телевизоров


Ассортиментные позиции - это конкретные продукты с конкретными характеристиками и маркировкой. Совокупность ассортиментных позиций четвертого уровня характеризуется понятием насыщенность товарного ассортимента — это суммарное количество всех выпускаемых под данной маркой наименований продуктов.
Рассмотрим ряд значимых характеристик ассортимента.
Наращивание ассортимента происходит, когда фирма выходит за пределы того, что производит (или чем торгует) в настоящее время.
Наращивание может идти либо вниз (выпуск более компактной и недорогой продукции), либо вверх (выпуск более высококачественной продукции), либо в обоих направлениях одновременно.
Рассмотрим пример. Отличительный признак компании мирового класса, специализирующейся на отделочных материалах, - это формирование своего товарного ассортимента по принципу «от пола до потолка». Допустим, что принадлежащая к этому классу компаний фирма ежемесячно обогащает свой ассортимент как минимум на одну товарную позицию, тогда стратегию товарной политики этой компании можно охарактеризовать как расширение ассортимента.
Насыщение товарного ассортимента происходит за счёт добавления новых изделий в рамках существующей номенклатуры. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий. Иначе может наступить перенасыщение ассортимента, которое ведёт к уменьшению общей прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку.
Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы.
Рассмотрим пример. Компания занималась крупной оптово-розничной торговлей товарами определённой товарной группы. Перед менеджерами была поставлена задача увеличения прибыли. Они решили выяснить, какие товарные позиции приносят большую прибыль. Проведя исследование, они решили убрать плохо продающиеся товары, затем выбрали несколько самых ходовых позиций и увеличили по ним закупки, а от остальных отказались. В результате компания осталась без ассортиментных позиций. В условиях отсутствия ассортиментного предложения резко снизились продажи и самых ходовых товаров - их стали покупать у конкурентов. Как ни парадоксально это звучит, но, не найдя в гипермаркете бытовой техники термос, потребитель в следующий раз пойдёт покупать холодильник у конкурента.
Ассортиментная политика - один из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и как следствие снижение экономической устойчивости предприятия.
Удобным инструментом управления ассортиментным портфелем является ABC-анализ, который позволяет классифицировать товары в соответствии с их значением для фирмы, чтобы объективно определить их важность и принять правильные маркетинговые решения. ABC-анализ строится на основании принципа Парето, известного также как «правило - 20 на 80». Относительно ассортимента можно сказать, что 20 % товаров приносят 80 % прибыли. В ходе АВС-анализа формируется своеобразный рейтинг товаров по их степени влияния на общий результат. К определению объектов и параметров анализа можно подойти творчески, сгруппировав товары по одному параметру, можно сопоставить полученный результат с расчётами по другим параметрам. Товары группы А являются самыми прибыльными и должны быть в центре внимания, нельзя упускать из-под контроля и товары группы В, что касается товаров группы С, то решения по ним должны приниматься крайне осторожно. Например, не нужно торопиться сразу упразднять товарную позицию, которая приносит 20 % прибыли, составляя при этом 50 % товарного запаса и занимая 80 % площади склада. Необходимо помнить, что непродуманное сокращение товаров группы С может привести к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, а общий финансовый результат деятельности компании может существенно снизиться.
Ассортиментный перечень товаров - часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.
Ассортиментный перечень устанавливает директор фирмы. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров в соответствии с товарным профилем и специализацией предприятия, которые определяются лицензией.
Ассортиментные перечни для организации торговли в магазинах, на предприятиях общественного питания, на рынках, в местах уличной торговли должны быть согласованы и утверждены в соответствующем подразделении Администрации города (Управлении потребительского рынка и услуг). Ассортиментные перечни для реализации продовольственных товаров, продукции общественного питания, лакокрасочной продукции, строительных материалов, бытовой химии, мониторов для компьютеров, игрушек, табачных изделий, непродовольственных товаров в продовольственных магазинах могут также нуждаться в согласовании с региональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее Санэпиднадзор). Эти организации устанавливают обязательные требования к ассортиментным перечням.
Ассортиментный минимум — это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже.
В любой экономической ситуации жители населенных пунктов России должны быть обеспечены социально-значимыми товарами повседневного спроса, в том числе товарами, на которые осуществляется государственное регулирование цен. В ассортиментный минимум может входить определённое количество наименований продукции с торговой наценкой не более 10 %.
В целях обеспечения жителей товарами повседневного спроса местные администрации рекомендуют предприятиям торговли выдерживать ассортиментный минимум товаров.
Местные администрации и главные санитарные врачи, заботясь о здоровье населения, вводят в ассортиментные минимумы предприятий торговли продукты питания, обогащенные витаминами, йодом и т. п.

Категория: Экспертиза | Добавил: rek (17.10.2011)
Просмотров: 5201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]